Занятия и игры с использованием блоков влияет на развитие детской речи. Ведь во время игры дети учатся не только думать, запоминать и логически мыслить, но и произносить геометрические фигуры, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.
Фундамент успешного умственного развития и начало сенсорной культуры закладывается в возрасте до школы. Ребенок познает мир, выявляет свойства предметов-цвет, форму, размер. И незаменимую помощь в этом оказывают логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша -универсальный дидактический материал придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. В наборе содержится 48 объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, толщине и размеру. Все фигуры (несмотря на внешнюю схожесть) абсолютно уникальны по сочетанию всех признаков. Цель игры - научить малыша логически решать задачи по свойствам предметов. Игры построены от простого к сложному, от нахождения похожих по одному признаку, до построения логических цепочек - "найди выход", логического домино. С помощью этой игры мы можем закрепить понятия "такой же","не такой",разные, одинаковые и строить высказывания с союзами -и-, -или-, -не-. Эта игра позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в нашей программе "Радуга". Главная цель данной развивающей игры -научить ребенка решать различные логические задачи, отличать предметы по их свойствам, группировать и объединять по свойствам. Игра с блоками дает возможность детям успешно овладеть математикой и информатикой. Благодаря блокам у ребенка можно развить способности к конструированию, именно играя с блоками он учится строить знакомые предметы по схеме, также умение детей оперировать полученными знаниями, помогают в аппликации, рисовании по образцу сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывания, рисования фигуры на чистом листе.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Мы в своей работе по развитию интеллектуальных способностей начали использовать логические блоки Дьенеша. Почему мы взяли для работы именно эти блоки? Надеемся, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаем, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне. Первые игры мы проводим уже с младшими дошкольниками: в возрасте 2,3 лет начинаем играть в игры на сортировку фигур по толщине, форме, размеру, толщине.
Перед воспитателями средней, старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, а в дальнейшем и чтения, то блоки очень могут помочь вычленении изучаемого звука в слове, место его в слове, в изодеятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх вне занятий в развивающей среде группы.
Еще раз хочется отметить, что деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша. Наши советы для педагогов: Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно—два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, вы получите достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
Для родителей:
Уважаемые мамы и папы! Если вы любите мир игр постоянно находитесь в поиске новых методов и форм интеллектуального развития вашего малыша и просто любите весело и с пользой проводить время со своим ребенком, тогда пришло время познакомиться с логическими блоками Дьенеша.
Воспитатели: Суханова Елена Владимировна,
Шаповалова Ольга Михайловна