Консультация для родителей «Развитие речи ребенка»
Уважаемые родители!
Обратите внимание на то, как говорит ваш ребенок. Вы знаете, что от того, насколько чётко и красиво он говорит, может ли выразить свои мысли, зависит успешность вашего ребенка в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности. Больше разговаривайте со своим ребёнком, обсуждайте прочитанные книги, беседуйте с ним, учите стихи. Не забывайте, что дети усваивают речь по подражанию, и образцом для них служит именно ваша речь, поэтому важно не подражать «детской» речи, а говорить чётко, выразительно, эмоционально. Но как всегда нам, родителям, всегда не хватает времени! И поэтому мы предлагаем вам очень простые игры на развитие и активизацию речи вашего ребёнка, которые не требуют много времени и могут быть проведены по дороге в детский сад или по дороге домой! Конечно, дорогие наши мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить. Но нам очень хотелось, чтобы они помогли вам стать ближе с вашим ребенком и дали возможность получать удовольствие от общения с ним. Успехов Вам в ваших совместных диалогах, рассказах и играх!
Игра «Отгадай, на что я смотрю? »
Цель игры: развивать фонематический слух детей; закрепить понятие о признаке предмета; научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Ход игры:
ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и не называя его описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет. Например: вы выбрали для описания березу. Не называя это слово ребенку, вы описываете ее признаки: высокая, белоствольная, ветвистая, кудрявая....Ребенок отгадывает название предмета: «Это береза». Затем вы меняетесь ролями.
Игра «К чему относится? »
Цель: закрепить знание детьми обобщающих понятий.
Ход игры: взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет
обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.
Например: лук – овощ; яблоко – фрукт; брюки – одежда; тарелка – посуда;
ботинок – обувь; поезд – транспорт; телевизор - бытовой прибор и т.д.
Игра «Потому и почему»
Цель: научить детей задавать вопрос: «Почему? » и отвечать на него, используя союз «...потому что».
Ход игры: взрослый задает ребенку вопросы.
Например: «Почему осенью много луж?»
Почему врач надевает маску? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя словосочетание «потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы со словом: «Почему...?»
Игра «Назови лишний предмет»
Цель: развивать умение находить не подходящее к обобщающему понятию
слово.
Ход игры: вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее
слово, например: ложка, чашка, кастрюля, скатерть...; стол, стул, кресло, пенек, диван...и т.д.
Игра «Бывает –не бывает»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры: предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: летом падает снег; кошка умеет
летать; воробей – не птица и т.д.
Игра «Отгадай слово»
Цель: расширение словарного запаса детей, развитие умения использовать в
речи прилагательные.
Ход игры: предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками, например: кирпичный, высокий, многоэтажный...
(дом); едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус) и т.д.
Игра «Рифма»
Цель: развитие умения составлять рифмы к словам.
Ход игры: вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать.
Предложите ребенку придумать рифмы на слова, которые вы будете говорить, например: «дом – лом», «гора – нора», «мост – рост» и т.д.
Игра «Удивительные истории»
Цель: развитие связной речи детей.
Ход игры: вы сочиняете рассказ о том, что увидите с ребенком по дороге домой.
Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит.
Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: пополнить словарный запас детей словами – антонимами.
Ход игры: вы называете ребенку прилагательное, ребенок подбирает противоположное по смыслу слово. Пример: холодный – теплый; высокий – низкий; длинный – короткий и т.д.
Игра «Кто больше придумает слов»
Цель игры: расширение словаря детей за счет использования в речи прилагательных.
Ход игры: вы называете ребенку предмет, ребенок придумывает к нему слова–прилагательные. Пример: мяч – резиновый, круглый, упругий и т.д.
Затем вы меняетесь ролями: ребенок называет слово, вы подбираете прилагательные к нему.
Воспитатель: Лысак Елена Юрьевна